Сад Клода Моне в Живерни
Знаете ли вы, что история сада Живерни начиналась с простого огорода? Не замечательные кувшинки Моне, а пряные травы и кочанный салат были первоосновой его знаменитого цветочного рая вблизи Парижа. Ведь помимо тонкого художественного вкуса тогда еще мало кому известный художник имел здоровый аппетит и должен был к тому же кормить семью.
Поэтому он и сажал овощи. Заняться декоративным садоводством один из самых ярких представителей импрессионизма смог лишь после того, как его картины начали приносить доход. Моне "смешивал" в саду маки и ирисы, добавлял к ним "порцию" желтофиоли и создавал тем самым свои красочные цветочные шедевры.
Основной принцип Моне – сажать цветы полосами или группами. Как и на своих полотнах, он не смешивал подряд все краски, а располагал их рядом друг с другом или наслаивал одну на другую. Например, сажал широкими полосами синие ирисы и обрамлял их лиловой обриецией.
Яркие краски переходили в блеклые тона, которые затем сменялись еще более мощными цветными мазками. Моне использовал цвет, чтобы придать клумбам больше выразительности. На переднем плане доминируют интенсивные тона, на заднем — пастельные, благодаря этому клумба как бы раздвигается вглубь. Еще один прием: использование высоких штамбовых роз и обелисков, увитых плетистыми розами .
В саду нет ни одного пустующего клочка земли. Конечно, такой сад требует много забот. Красодневы (лилейники), например, в сегодняшнем саду Моне обрезают трижды в году (зимой, весной и после цветения), белую герань луговую – два раза. В то же время дикорастущие растения вроде мака-самосейки и коровяка могут распространяться по саду самостоятельно – они придают композиции утонченность.
И только там, где эти растения оказываются лишними, их убирают. Моне свободно комбинировал дикорастущие растения с садовыми. Обычный кипрей он демонстрировал своим гостям с такой же гордостью, как благородные сорта георгин. Переливчатой красочности "мастер света" добивался благодаря определенным комбинациям. Ведь воздействие цвета можно усилить, расположив рядом с основным цветом определенный промежуточный. Например, фиолетовый рядом с желтым, оранжевый – с голубым. Работа в саду давала художнику еще одну возможность воплотить в жизнь свой талант живописца.