Ландшафтный дизайн: от исторического сада к саду современному

Каждая эпоха творит свой собственный стиль ландшафтного дизайна. На переходе в новое тысячелетие мы черпаем вдохновение в богатом опыте прошлого. Небольшой сад трав, квадратной формы, типичен для средневековья. Сегодня этот элемент ландшафтного дизайна опять входит а моду, обогатившись многочисленными видами декоративных трав.

'Сад любви' - итальянская книжная миниатюра XV века.

Сады Северной Европы вплоть до VII века, когда в ней поселились первые монахи, жившие прежде по ту сторону Альп, представляли собой жалкую картину: грядки с "кухонной зеленью" да корнеплодами. Хотя и в монастырских садах важнейшей задачей было обеспечение обители продуктами питания, но овощи здесь соседствовали с целебными травами, а затем и цветами для убранства алтаря. Это сочетание пользы и красоты до сих пор характерно для дизайна деревенских садов .

Подлинной заслугой последних лет стало значительное расширение ассортимента декоративных трав. А образцом для их размещения на современном приусадебном участке могут стать все те же сады средневековья с их четкой планировкой, строгой симметрией, цветниками прямоугольной формы и структурно выделенной центральной частью, например фонтаном.

Элементы старого стиля современны и сегодня

Вода вообще занимала особое место в садово-парковом искусстве. Взять хотя бы итальянский сад эпохи Возрождения: она плещется в фонтанах перед виллами, каскадами переливается по обе стороны парадных лестниц, заполняет многочисленные фигурные бассейны и водоемы на плавно понижающихся террасах. Использование неровностей рельефа в оформлении сада, строительство искусственных гротов и водоемов, создание водного сада вполне актуально и сегодня.

Знаменитый французский садово-парковый ансамбль Вилландри.

В эпоху Возрождения основным художественным критерием становится ритмичная расчлененность сада: множество главных и второстепенных перспектив с симметрично расположенными по ним цветниками. Ландшафтный дизайн садов ренессанса славился обилием и пышностью цветов — в это время много их видов пришло из стран дальневосточного региона.

Самшит и живые колонны типичны для садов эпохи Возрождения. Скульптуры, подобные этой в саду Джиарджино Джусти в Вероне, также были их классической деталью.

В парках барокко, одним из авторов концепции которых был француз Анд-ре Ленотр, цветочное великолепие отступает на второй план. Место цветников занимают площадки, усыпанные измельченной терракотой или цветным гравием и обрамленные стриженными кустарниками. Самшит был обязательным элементом декоративного оформления. Сегодня стриженые бордюры и живые изгороди тоже вошли в моду и являются характерным признаком ландшафтного дизайна в строгом формальном стиле.

Ландшафтное искусство Англии развивалось в прямом противоречии с геометрическим стилем барокко. Взгляд наблюдателя и здесь направлялся на определенную цель, но пути к ней вели по искусно смоделированному пространству. Английский пейзажный сад немыслим без уголков естественного леса с его пьянящим по весне ароматом.

Группы ровно подстриженных деревьев или кустарников (боскеты) чередовались с водоемами, изогнутость линий создавала впечатление естественности и вместе с тем придавала всему парку вид элегантной завершенности.